План празднования Дня Победы «Ликуй, Победная весна!» 9 мая 2018 года.

План общегородских мероприятий по празднованию Дня Победы «Ликуй, Победная весна!» 9 мая 2018 года.

Все объявления

Шелковый путь к «зеленой экономике»

Автор: Глазырина Ирина Петровна

Дата: 14.12.2015

Шелковый путь к «зеленой экономике»

Проф.  Ирина Глазырина,

доктор экономических наук,

зав. лабораторией эколого-экономических исследований

Института природных ресурсов, экологии и криологии

Сибирского отделения Российской Академии Наук

 

Дорожная карта развития сотрудничества между Китаем, Монголией и Россией отмечает важность расширения трехстороннего политического диалога, наращивания сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и гуманитарной сферах, укрепления взаимодействия в международных и региональных делах. Она также предполагает разработку  Программы сотрудничества в экономическом коридоре между Монголией, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой на основе сопряжения строительства Евразийского экономического союза, Экономического пояса Шелкового пути и «Степного пути». Для приграничных регионов востока России, экономика которых исторически ориентирована на добычу и использование природных ресурсов, это масштабная задача открывает новые перспективы. И, поскольку процессы природопользования всегда сопровождаются воздействием на окружающую природную среду, это одновременно ставит серьезную проблему гармонизации экологических и экономических интересов всех сторон.

Ее решение требует серьезных усилий и организации сотрудничества научного сообщества. Основополагающей платформой для ее решения могут стать принципы «зеленой экономики», которые уже получили поддержку не только в интеллектуальной среде, но и на политическом уровне, в том числе в странах Европейского Союза [1]. «Зеленая экономика» определяется как такая организация хозяйственной деятельности человечества, которая повышает благосостояние людей, обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Принципиально важными ее чертами являются: эффективное использование природного капитала [2], его сохранение и увеличение; неуклонное снижение всех видов негативного воздействия, в том числе загрязнений; предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия; инновационный характер экономической динамики, рост доходов и занятости; кардинальное снижение бедности.

Несмотря на то, что трехстороннее сотрудничество в сфере природопользования, несомненно, будет продолжаться и расширяться, современные технологии и подходы позволяют выбирать эффективные и экологически благоприятные решение. Важно, чтобы управление процессами интеграции и координация сотрудничества стимулировали «зеленый», а не «коричневый» рост экономики всех трех сторон. Результативным инструментом для этих целей может стать сравнительно новая институциональная форма, призванная решать задачу прогнозирования долгосрочных последствий и выбора лучших альтернатив, получившая название Стратегической экологической оценки (СЭО; Strategic Environmental Assessment (SEA)). Ее процедуры которой системно изложены в специальном издании OESD [3]. Они предусматривают, в частности:

  • Обеспечение анализа потенциальных последствий и факторов риска предлагаемого плана, политики, программы (ППП) и его альтернатив в сопоставлении с комплексом целей, принципов и критериев обеспечения системной устойчивости.
  • Обоснование выбора предпочтительных вариантов и принятия существенных компромиссов на основе четких критериев.
  • Определение экологических и иные возможностей и ограничений для ППП.
  • Обеспечение связей и выработку компромиссных решений между экологическими, социальными и экономическими аспектами.
  • Привлечение ключевых заинтересованных сторон и стимулирование участия общественности.

В большинстве стран OESD процедуры СЭО проводятся на этапе разработки программ и планов хозяйственной деятельности, в том числе при формировании промышленных кластеров, транспортных коридоров, развития энергетической инфраструктуры [4]. В России уже запланирован и поддержан региональным Правительством пилотный проект в Забайкальском крае.

Проведение пилотных проектов по процедуре СЭО в соответствии с Конвенцией Эспо с учетом особенностей развития приграничных регионов может дать полезный опыт, который в дальнейшем может быть институционально закреплен в процедурах государственного управления. В 2010 году было дано поручение президента Д.А.Медведева ратифицировать Конвенцию Эспо с Киевским Протоколом. Эта задача требует дополнительной работы, и было принято решение на первом шаге  гармонизировать внутреннее законодательство страны с положениями международных документов. К 2015 г. Минприроды РФ разработало соответствующий законопроект.

Процедура СЭО предусматривает рассмотрение вопроса поддержки механизмов повышения ответственности и качества управления, а также  оценку институционального потенциала для регулирования эколого-экономических отношений. В процессе СЭО разрабатываются меры по повышению ответственности государственных органов и должностных лиц компаний за последствия принимаемых ими решений и действий для населения. Это касается и банков – они также должны отвечать за «экологическое качество» инвестиций, для которых предоставляют финансовые ресурсы. Успех СЭО в значительной мере определяется  аналитическим потенциалом, доступным для решения ее задач. Объединив ресурсы всех трех стран, которыми располагают ведомства, научные и образовательные учреждения и общественные организации, можно получить надежные информационные инструменты, необходимые в принятии решений относительно крупных проектов и долгосрочных последствий их реализации. Это позволит выбирать лучшие альтернативы с точки зрения согласования экономических, социальных и экологических интересов граждан.

Принципиально важным атрибутом СЭО для планов и стратегий, а также для крупных проектов и программ является включение в процесс его обсуждения все заинтересованные стороны. Это позволит в будущем избежать экологических конфликтов, трансграничной асимметрии в распределении выгод и издержек, а также ситуаций «экологически неравноценного обмена» [5].

Дорожная карта предусматривает сотрудничество трех стран в области энергетики. Хотелось бы предложить в качестве приоритетного направления разработку и реализацию партнерских программ создание индустрии производства и системы распространения солнечных и ветровых электрогенераторов различной мощности. Это позволить сделать серьезный шаг в направлении «зеленой экономики» и существенно снизить негативное антропогенное воздействие на экосистемы в нашем макрорегионе.

В продвижении к целям «зеленой экономики» выдвинутая в Китае идея "экологической цивилизации" может сыграть продуктивную роль, если интегрировать ее в общую платформу для межстранового дискурса, основанную на концепции целостности экосистем.  Экосистемы не знают государственных границ, для них ничего не значит география финансовых потоков и регламенты государственных бюджетов. Но от их "нормальной работы" зависит и экономическое благополучие, и качество жизни. Принятие идеи экологической цивилизации в качестве общей концепции для всех трех стран позволит достичь высоких социально-экономических результатов, сохранив и улучшив качество окружающей среды для наших трех стран. Наша задача – создать научную основу для принятия решений, чтобы Шелковый путь стал дорогой к «зеленой экономике» в Евразии.

Результаты данной работы получены в рамках исследований по проекту № 13-06-00034 Российского Фонда Фундаментальных исследований.

Литература

  1. Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. ЮНЕП, 2011. http://www.sustainabledevelopment.ru/upload/File/Reports/ ISD_UNEP_GE_Rus.pdf (дата обращения 06.04 2015).
  2. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики (под.ред И.П. Глазыриной и И.М.Потравного). М.: НИА-Природа, 2005.
  3. Applying Strategic Environmental Assessment //– ISBN 92-64-02657-6. –OECD 2006.
  4. Вильчек Г.Е. Экологические аспекты реализации крупных нефтегазовых проектов на континентальном шельфе. – М. – ИГ РАН. – 2014 304 с.
  5. Moran D., Lenzen M., Kanemoto K., Geschke A. Does ecologically unequal exchange occur? //Ecological economics 89 (2013) 177-186.

Количество просмотров: 604

Вернуться

 

Цыренжапов С. В.

Темы научных исследований: Электромагнитные свойства льда. Радиометрия криогенных объектов. Целью ...

Подробнее

Филенко Р. А.

Темы научных исследований: Минералогия гранитных пегматитов, современное минералообразование, подземные пожары ...

Подробнее

Куклин А. П.

Темы научных исследований: нет

Подробнее